Искусство Древнего Востока

Лектор
Надежда Налимова

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области античной монументальной пластики и художественных контактов на территориях древнего Средиземноморья.

На курсе Надежды Налимовой мы познакомимся со строительными традициями и изобразительным искусством Древнего Египта, государств Двуречья, Малой и Передней Азии (IV–I тыс. до н. э.).

Прологом станет вводная беседа о происхождении изобразительных форм и первобытном творчестве, включая эпоху неолита, когда закладывались основы будущих художественных традиций.

В ходе лекций мы рассмотрим разнообразие культовых и светских построек — от пирамид до зиккуратов, от цитаделей до храмовых комплексов; изучим их живописное и скульптурное оформление, отражающее идеологию и пропаганду древневосточных «империй». Мы соприкоснемся с разными видами искусства, разберёмся, как «работают» изобразительные каноны и чем они были обусловлены.

Завершая курс, мы увидим, какое сильное воздействие культуры Древнего Востока оказали на античное искусство и каким образом их опыт был усвоен и творчески переработан.

Место: школа masters, Софийская набережная 34с5, Москва

Курс проходит в рамках образовательной программы «Теория и история искусства».

Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.

План программы
27 октября

Пролог. Вводная лекция.
Первобытное творчество и вопрос о происхождении изобразительного искусства. Первобытный «реализм» и абстракция, понятие «искусство» применительно к древности. Памятники эпохи неолита на территории Африки и Передней Азии. Неолитическая керамика: выразительность геометрических форм. Неолитические комплексы Чатал-Хююк и Гёбекли-Тепе – начало архитектуры и монументальной декорации. Цивилизации Древнего Востока: ключевые особенности, география, хронология. Периодизация искусства Древнего востока и основные очаги развития.

10 ноября

Древний Египет. Изобразительная традиция
Особенности художественного языка и канон в древнеегипетском искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства Древнего Египта. Эстетическое содержание и функциональное назначение древнеегипетских памятников. Скульптурный портрет и религиозно-магические представления египтян. Трансформация канона на протяжении эпохи царств. Религиозная реформа Эхнатона и специфика памятников амарнского периода.  

17 ноября

Древний Египет. Погребальная архитектура
Роль религиозных представлений, погребального культа и заупокойного обряда в формировании традиций зодчества. Древнейшие монументальные постройки времени ранних династий (Шунет эль-Зебиб). Пирамидные комплексы эпохи Древнего царства (комплекс Джосера, великие пирамиды Гизы и др.). Вельможеские гробницы времени Среднего и Нового царств.  Рельефная и живописная декорация египетских гробниц: «повседневная» жизнь в вечности и путешествие в загробный мир.

24 ноября

Древний Египет. Культовое зодчество
Типы египетских храмов, принципы организации пространства и размещения декора, египетский «ордер». Строительные практики, материалы и техники. Храм Хатешепсут в Дейр-эль-Бахари, комплексы Карнака и Луксра. Судьба египетской архитектурной традиции в греко-римский период – храмы Верхнего Египта (Дендера, остров Филэ).

1 декабря

Искусство древнего Двуречья в III – II тыс. до н.э.
Особенности развития искусства древнего Двуречья в шумеро-аккадский период, специфика месопотамской архитектуры. Основные типы сакральных сооружений (храмы на платформе, зиккураты). Шумерская вотивная скульптура: боги и адоранты. Начало «исторического рельефа»: победные стелы Эанатума и Нарам-Сина. Прикладное искусство: вещи из царских гробниц Ура. Художественные новшества аккадского периода. Древневавилонский этап в истории Двуречья, изобразительное искусство в эпоху Хаммурапи.

8 декабря

Монументальное искусство древневосточных «империй» 2-1 тыс. до н.э.
Город Хаттуса и архитектура хеттов во II тыс. до н.э. Расцвет Новоассириской державы: принципы архитектурной композиции и характер декора ассирийских дворцов. Ассирийский монументальный рельеф: стиль, сюжеты, символика. Монументальное искусство Древнего Ирана, архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе. «Имперский стиль» в ахеменидском искусстве.